Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).
В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.
Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям ученика. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе очень сложно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.
Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для её эффективного функционирования.
В моей практике используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т.е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Привлечение процессов, методов и средств (ресурсов), обеспечивающих развитие личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, должно быть концептуально обосновано, с обязательным условием соблюдения системности в подходе к использованию ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие.
Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд её основная задача - формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.