Интересные материалы

Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А.Дистервег

Иванова Елена Владимировна. Инновационные технологии обучения биологии в современной школе

Новые направления преподавания биологии

В качестве важной задачи учителя биологии в школе на современном этапе следует рассматривать повышение интереса школьников к предмету с тем, чтобы те из них, кто имеет призвание и талант, связали свое будущее с науками о жизни, поступили в профильные ВУЗы.

Проблема увеличения заинтересованности школьников современной биологией стоит  весьма остро, так как самые талантливые и мотивированные ученики мечтают, прежде всего, о высокооплачиваемых профессиях юриста или доктора, менеджера, а не «не престижной» профессии лабораторного ученого­-биолога. 

Северинов Константин Викторович, Доктор биологических наук, профессор Университета Ратгерс, США, заведующий лабораториями Института биологии гена и Института молекулярной генетики РАН, предлагает несколько разработанных американскими педагогами подходов, которые можно применить в российской практике .

Первый подход заключается в визуализации различных сложных молекулярно биологических и биохимических процессов, что позволяет школьникам лучше усвоить материал.

Читать далее

Современное российское общество и инновации в образовании

Современное российское общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Об этом свидетельствуют перемены, происходящие в общественной структуре хозяйства, во вне хозяйственной деятельности, в отношениях между странами, индивид – общество и наоборот.

Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называют новшествами. Сегодня они вторгаются во все области общественного труда. Новшества (или нововведения) неотделимы от нашей жизни и работы. Они проявляются в науке, искусстве, технике, производстве, политике, армии, моде... Образование, как подсистема системы глобальной, общественной, должно учитывать все происходящие изменения, меняя и свою структуру. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1996 года закрепил за современными образовательными учреждениями возможность работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности. А ещё в 30-е годы 20 века Л.С.Выготский писал, что проблема умственного развития учащихся в процессе образования есть «самый центральный и основной вопрос» в психолого-педагогической науке. Его успешное развитие зависит от того, как будет поставлено обучение ребят в школе, какова его эффективность и влияние на их дальнейшую судьбу. А это в свою очередь тесным образом связано с развитием школы, системы образования и всего общества.

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей образования и воспитания в школе. В.А.Якунин отмечает, что «цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому она стремится». Одним из признаков цели является «образ будущего результата, который по форме отражения может быть представлен либо в виде «конкретных» образов и моделей, либо в виде… суждений и умозаключений». Вторым признаком цели (по мнению В.А.Якунина) является «наличие потребности и стремления в достижении будущего результата». Цели же отдельного человека порождаются индивидуальными потребностями. Цели социальных систем (также – по В.А.Якунину) порождаются общественными потребностями. Поэтому, проектируя цели школы, необходимо исходить из интересов государства и общества. Кроме того, цели школы должны отражать потребности ученика. Они не всегда осознаются ребёнком в данный момент, но могут быть осознаны им в будущем. Для того, чтобы цели школы стали целями ученика, необходимо воспитать у него потребность в этом.

Читать далее