Современное российское общество и инновации в образовании

Современное российское общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Об этом свидетельствуют перемены, происходящие в общественной структуре хозяйства, во вне хозяйственной деятельности, в отношениях между странами, индивид – общество и наоборот.

Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называют новшествами. Сегодня они вторгаются во все области общественного труда. Новшества (или нововведения) неотделимы от нашей жизни и работы. Они проявляются в науке, искусстве, технике, производстве, политике, армии, моде... Образование, как подсистема системы глобальной, общественной, должно учитывать все происходящие изменения, меняя и свою структуру. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1996 года закрепил за современными образовательными учреждениями возможность работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности. А ещё в 30-е годы 20 века Л.С.Выготский писал, что проблема умственного развития учащихся в процессе образования есть «самый центральный и основной вопрос» в психолого-педагогической науке. Его успешное развитие зависит от того, как будет поставлено обучение ребят в школе, какова его эффективность и влияние на их дальнейшую судьбу. А это в свою очередь тесным образом связано с развитием школы, системы образования и всего общества.

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей образования и воспитания в школе. В.А.Якунин отмечает, что «цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому она стремится». Одним из признаков цели является «образ будущего результата, который по форме отражения может быть представлен либо в виде «конкретных» образов и моделей, либо в виде… суждений и умозаключений». Вторым признаком цели (по мнению В.А.Якунина) является «наличие потребности и стремления в достижении будущего результата». Цели же отдельного человека порождаются индивидуальными потребностями. Цели социальных систем (также – по В.А.Якунину) порождаются общественными потребностями. Поэтому, проектируя цели школы, необходимо исходить из интересов государства и общества. Кроме того, цели школы должны отражать потребности ученика. Они не всегда осознаются ребёнком в данный момент, но могут быть осознаны им в будущем. Для того, чтобы цели школы стали целями ученика, необходимо воспитать у него потребность в этом.

 Когда педагогические системы выполняют заказы государства, общества, то цели приходят извне. Если они совпадают с потребностями педагогической системы, то становятся её внутренними целями. Если эти цели совпадают с потребностями человека (в том числе ученика), они становятся внутренними целями этого человека. «…чем яснее осознаётся и понимается цель, тем больше вероятности, что она будет достигнута» (В.А.Якунин).

В книге «Энциклопедия педагогических технологий» приводятся следующие требования к разработке целей:

  • соответствие целей потребностям государства;
  • соответствие целей потребностям общества;
  • соответствие целей потребностям самого человека;
  • измеримость результатов (целей);
  • наличие педагогических технологий для достижения поставленных целей;
  • наличие экономических условий для реализации целей;
  • наличие социальных условий для реализации намеченных целей.

Основные цели обучения и воспитания в школе можно объединить в три большие группы: обучение, воспитание, развитие.

Это в практике образования не ново. Но основные направления психологического обеспечения обучения, развития и воспитания ставят по-новому вопросы стандартизации в системе образования. Стандартизация может осуществляться на 4-х уровнях: знания, умения, навыки и отношения.

Стандартизация знаний может проводиться по различным направлениям: запоминание (это относительно выполнимо), понимание и принятие (эти положения вызывают массу вопросов и их необходимо конкретизировать или уточнить; например, как проверить или измерить принятие?).

Для эффективного выполнения жизненных задач и для полноценной реализации жизненных планов выпускнику школы необходимо кроме предметных и общеучебных знаний, умений, навыков, еще и развитые интеллектуальные функции (анализ, классификация, определение взаимосвязи, установление последовательности…).

К стандартизации умений относятся также коммуникативные умения (умение понятно и кратко излагать свои мысли, умение точно излагать мысли, умение задавать вопросы, вежливо возражать - умение вести дискуссию, умение слушать…) и умение приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям (это прежде всего набор конкретных действий, формирующихся не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между учителями и учениками, а также между самими учащимися). Таким образом, цель школы заметно расширилась. Теперь мало дать школьнику знания, научить и отработать с ним конкретные умения и навыки, необходимо «обеспечить самоопределение личности путём создания условий для её самореализации» в современном обществе. Таковы цели, которые стоят перед школой.

Но реализация этих целей связана с некоторыми проблемами: проблемы учебной мотивации (совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива), познавательной активности (интереса), самосознания и самооценки школьника. Но в этом есть и объективная сторона, которую объясняют психологи.

Отношение к учебной деятельности у школьников 6-7 классов и учебной мотивации имеет двойственный характер. С одной стороны, это период снижения мотивации ученика, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, который лежит за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является основой для формирования зрелых форм учебной мотивации, открывает возможности, -по мнению Д.Б.Эльконина, - «для перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается её смысл, как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию». По мнению современных психологов (И.В.Дубровина, А.К.Маркова, Н.С.Лейтес), падение мотивации, в том числе и учебной, в классах «повышенного уровня» связано с тем, что ребята не могут открыть для себя личностного смысла в учении. Например, обучение в физико-математическом или в химико-биологическом классе при ярко выраженном интересе к музыке, живописи, или очень сильное отставание в учёбе. В классах обычных, ориентированных, в лучшем случае, на получение среднего образования (краткосрочную образовательную перспективу), отмечается резкое снижение учебной мотивации именно вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний, и ценность школьных знаний не включена в их представления о взрослости. Подростки много говорят о будущем, но реально их учебная мотивация продолжает определяться тем, что их волнует и интересует непосредственно сейчас ( для 11-13 летних школьников 1,5-2 года – очень длительный период жизни, а окончание 9-го класса выглядит, как нечто очень отдалённое).

Психологи советуют в такой ситуации проводить развитие мотивации через актуальные потребности подростка и постепенно выводить его на общие потребности. Это позволяет развивать мотивацию учения и общую познавательную мотивацию через укрепление самооценки школьника (развитие реальных возможностей подростка через его увлечения и интересы). Нередко интересы подростка быстро гаснут потому, что в увлекшей его области школьник испытывает объяснимую для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. В этой ситуации, советуют психологи, нужно ребёнка поддержать, укрепить его самооценку, обучить анализу причин неудач и дать возможность эти неудачи исправить (создать ситуацию успеха). Развитие интереса в подростковом возрасте определяется и общей атмосферой в школе, увлечённостью учителей своим предметом (и не только), желанием передать это ученикам.

Для реализации основных целей в современной школе, в жизнь образования вошёл новый учебный план с инвариативной и вариативной основой, что потребовало новых программ, новых учебных предметов, интегрирования курсов, и, как следствие, изменение методологии и технологии организации воспитательно-образовательного процесса в учебных заведениях. Одним из путей реализации этих функция стала инновационная деятельность.

За последние 25 лет в педагогической науке возникло большое число новых понятий , новых терминов, заимствованных из других дисциплин. Хотя трудно точно определить значение термина «инновация» (с латинского - обновления, изменения), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку в большем количестве применяется в области агрономии, промышленности и медицине.
Что же касается специфики понятия «новшество» для педагогики, в основном авторы подчеркивают, что с помощью новшеств обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная воспитательно-образовательная работа. Под инновационным обучением понимают педагогическую систему, включающую в себя несколько компонентов.

Первый компонент: Личность учителя и характер его воздействия на ученика, основанный на позиции сотрудничества. Уважение учителя к ученику, независимо от степени приобщённости его к предмету.

Второй компонент: Усвоение знаний, но не через заучивание, а благодаря многообразным формам поисковой и мыслительной деятельности

Традиционную классно-урочную систему обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформированных Яном Амосом Коменским, никто не отменял. До сих пор она является преобладающей во всех школах мира и представляет собой репродуктивное иллюстративно-объяснительное обучение. Но в результате изменившейся ситуации в нашей стране и в мире, возросла потребность в людях творчески мыслящих, которые не ограничиваются данными им знаниями, а способны и готовы находить эти знания и уметь с ними работать. Поэтому главной задачей образовательных учреждений становится формирование навыков, умений, способностей к поиску.

Третий компонент: Выдвижение на первый план социальной природы учащихся, ориентация на диалог и групповое сотрудничество.

Четвёртый компонент: Отказ от деструктивной роли оценок (когда право на оценку и контроль безраздельно принадлежат учителю, это сдерживает само сознание школьника). И если инновация – это нововведение, новшество, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом, то есть комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих привести систему образования в режим развития.

В практической работе наиболее сложным является вопрос о критериях и показателях инновационной деятельности. Критерии (от лат.criterion) – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам, как субъектам инновационной деятельности (то есть нам, учителям). Такими критериями являются:

  • актуальность (соответствие инновации развитию общества);
  • новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
  • образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
  • общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
  • полезность (практическая значимость инновационных процессов);
  • реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

Исходя из критериев, инновация всегда должна соответствовать и следовать целям образования и воспитания.